Община уже собралась и разместилась в двух комнатах, по количеству раввинов. Саша уже закончил обучение в Иешиве (высший религиозный учебный институт, прим. автора), а Мойше освоил только третий курс. Он всё время прерывает Александра, чтобы что-нибудь уточнить. Скоро Саша начинает раздражаться, а люди хихикать.
Вечер начинается с освящения праздника над стаканчиком виноградного сока. Пьют, облокотившись на левую руку. Саша объясняет традицию: евреи стали свободными и, подобно господам, могут есть, расслабившись.
Однако есть ещё долго будет нельзя. Кое-кто не выдерживает и закусывает картошкой. Саша делает вид, что не заметил. Произносят длинную молитву.
Затем все идут мыть руки в туалет. Это омовение также ритуальное. Нужно собрать руки в кулаки и на каждую полить три раза из кувшина, в нашем случае из ковша. Людей много, поэтому заранее Виту назначили поливать, а Дашу выдавать бумажные полотенца.
Когда все вернулись, снова читают молитвы, произносят благословения и вкушают блюда седера.
Во время второго омовения рук Вита заволновалась. Ей показалось, что в дальнем конце стола, за которым сидит компания стариков, увешанных медалями, происходит какое-то веселье. Под столом она нашла бутылку водки. Компанию, как школьников, отчитали и рассадили.
Саша спокойно произносит речь: «За долгие годы советской власти мы почти забыли наш язык, наши молитвы и традиции. Я вас понимаю. Не совсем ясно, что сейчас происходит и зачем вам это. Однако множество людей работают над тем, чтобы всё возродить. Они жертвуют деньги, строят школы, отдают в них своих детей. Именно так я попал в Иешиву и её закончил. Именно поэтому я приехал к вам».
Все немного успокоились. Началась праздничная трапеза, теперь можно есть всё что на столе. Люди задают вопросы раввину, общаются между собой, смеются. Седер подходит к концу. На выходе Вита даёт каждому с собой мацы.
Традиционно хором произносят: