Иврит — государственный язык Израиля. Это основной из современных еврейских языков. На иврите говорит около 9 миллионов человек, из которых около 8 миллионов проживает в Израиле.
При общине есть воскресная школа для детей. По выходным десять человек собираются здесь и изучают иврит. Преподает им Оксана и кто-нибудь из родителей.
Про финансирование и лучшую жизнь
В общине по-хорошему не должно быть евреев по папе. По папе никакой ты не еврей (считается, что еврейская национальность передаётся по материнской линии, прим. автора). Но у нас людей и так мало, поэтому мы не проводим жёсткого отбора.
Бывает звонят и говорят: «Я хочу стать евреем». Но евреем никак не стать. Можно только принять иудейскую веру. Таких я отсылаю ехать учиться в Москву.
Сейчас в общине около 180 человек. Статистику собрать невозможно, но по ощущениям за последний год с концами уехало очень много людей. Я думаю, что большинство уезжает, потому что здесь ничего не добились и думают, что в Израиле будет лучше. Но насколько я знаю, там приходится пахать на пяти работах.
Община существует 22 года. Её организовала федерация еврейских общин. Семь лет назад прошлый председатель улетела в Израиль, и заведовать всем попросили меня. Это тяжёлая должность. Председательство — не основная работа, но нужно быть готовым к тому, что все от тебя всегда чего-то хотят. И иногда неадекватное.
Я родился в Белгороде. В моей семье все-все еврейской национальности. В детстве особенным себя никогда не чувствовал. Потом перешёл в новую школу, где обзывали. Первые пару недель я дрался каждый день. Ждал на подоконнике с утра, чтобы надавать, пока учителя не видят. Ещё у меня были друзья с Радуги (район Белгорода, прим. автора), которые заступались за меня. Авторитет вернул быстро.
После школы пошёл в училище, потом в армию. Вернулся и пробовал работать в найме. Быстро понял, что нужен свой бизнес. Вместе с друзьями я открыл в Белгороде автосервис. Потом в Строителе (город в Белгородской области, прим. автора) построил свой.
Мама всё время искала мне еврейскую жену, но я нашёл её сам. Оксана заведует хэсэдом. Нашему старшему сыну, Владику, 20 лет, а младшему, Мише, — семь. На выходных полетим в Израиль к старшему. Он там в армии служит.
Раньше для молодёжи был компьютерный класс, взрослые ходили в ульпан (школа для изучения иврита, прим. автора), для детей были кружки, а собирались мы очень часто —было финансирование. Его нет уже давно.
Чтобы община стала лучше жить нужно больше людей. Но людей нужно чем-то привлекать, тем же ульпаном. Сейчас никто не хочет его финансировать. Говорят, собирайте по 200 рублей за занятия. Но если я буду требовать с людей деньги, они ходить перестанут. Москве не интересно вкладывать в провинцию. Тем более в приграничный Белгород.
Это похоже на порочный круг. Все приезжают и обещают найти деньги на ульпан, книги, памятники. Говорят, что обязательно нужно построить синагогу и еврейское кладбище, но дальше разговоров дело не идёт. Я слышал это уже сотню раз и не думаю, что что-то изменится. Поэтому мы стараемся жить по возможностям. Держимся друг друга и ценим тех, кто уже с нами.
Хэсэд — еврейская благотворительная организация при общине. Она обеспечивает материальную помощь и нанимает социальных работников для стариков